28 февраля в Москве прошла конференция «Залоги успешного кредитования. Работа с залогами». В рамках дискуссионных сессий участники конференции обсудили правовое регулирование залоговой сферы, практические аспекты управления залоговым имуществом и автоматизацию работы с залогами в свете развития электронных сервисов регистрации движимого и недвижимого имущества и сделок с ним.
Одним из основных спикеров на конференции выступил начальник юридического отдела Федеральной нотариальной палаты Александр Сагин. Он рассказал о принципах работы реестра уведомлений о залогах движимого имущества, созданного ФНП и сейчас являющегося эффективным инструментом для обеспечения стабильности в сегменте залоговых отношений. Спикерами мероприятия также выступили представители банковского сектора, финансовой и юридической сфер, Росреестра, компаний со специализацией в области залоговой и оценочной деятельности.
Несмотря на стабилизацию в экономике страны, залоги продолжают оставаться основным фактором успешного кредитования при ухудшении финансового состояния заемщика. Российским банкам приходится работать с разнообразными активами, которые закладываются для обеспечения проблемных кредитов. Разработать эффективный инструмент для обеспечения стабильности в сегменте залоговых отношений помог нотариат, который создал систему регистрации уведомлений о залогах движимого имущества в соответствующем реестре Единой информационной системы нотариата.
Александр Сагин отметил, что изначально, в 2014 году, реестр уведомлений о залоге движимого имущества создавался по поручению Президента РФ в целях борьбы с мошенничеством на вторичном рынке автомобилей, основанном на перепродаже кредитных транспортных средств. В итоге, за годы бесперебойной работы реестр помог не только защитить права огромного числа добросовестных приобретателей автотранспорта, но и стал эффективным регулятором залоговых отношений в корпоративной сфере. В стране заработал механизм прозрачной и объективной оценки залоговых отношений в обороте движимого имущества.
«С одной стороны, нотариальная база данных уведомлений о залогах позволяет проверить приобретаемое предпринимателями имущество на предмет обременений, с другой — дает возможность определить старшинство залога и найти основания для его прекращения, что актуально для залогодержателей, а также помогает регулировать оборот такого имущества», — рассказал Александр Сагин.
На сегодняшний день в реестре уведомлений о залоге движимого имущества содержится более 4,5 миллионов записей. Причем более 2 миллионов уведомлений приходится на «прочие залоги», не автомобили, т.е. ценные бумаги, драгоценности, золотые слитки. Участились случаи, когда для обеспечения кредита закладываются сельхозтехника, крупные рогатые животные и иные, нетрадиционные активы, вплоть до майнинговых ферм.
Благодаря наличию удобных IT-сервисов, разработанных ФНП, более двух третей уведомлений подаются в электронной форме. C прошлого года у заявителей появилась возможность выбрать один из двух способов направления уведомления: заполнить и подать одиночное уведомление через специальный интернет-портал на сайте ФНП или, если речь идет о целом пакете уведомлений, воспользоваться веб-сервисом на защищенном канале связи. Еще одним новшеством этого года стала услуга по направлению заявления о выдаче выписки из реестра через сайт Федеральной нотариальной палаты (https://notariat.ru/ или https://www.reestr-zalogov.ru). На ресурсе предоставляется возможность выбрать удобного нотариуса, указать вид выписки, а также необходимый формат документа. Заполнив все поля и подписав заявление усиленной квалифицированной электронной подписью, пользователь сайта сможет также в онлайн-режиме отслеживать готовность своей выписки.
Александр Сагин также рассказал еще об одном нотариальном инструменте, способном быстро и цивилизованно разрешить проблемы неплатежей по договору займа, аренды жилья или любым другим договорам, предусматривающим передачу денежных средств или имущества. Речь идет об исполнительной надписи нотариуса.
Данный инструмент заработал в 2016 году и уже набрал определенную популярность как среди граждан, так и среди кредитных организаций. Раньше кредитору, который столкнулся с недобропорядочным должником, неминуемо приходилось обращаться в суд. А судебные разбирательства — это почти всегда множество бумаг, долгие тяжбы, заседания, потраченное время, нервы, деньги. Многих такая перспектива настолько пугала, что они предпочитали смириться с потерей денег.
С появлением исполнительной надписи процедура взыскания долгов заметно упростилась. Чтобы иметь возможность бесспорного взыскания задолженности, достаточно внести в договор условие о возможности взыскания задолженности по исполнительной надписи нотариуса, либо подписать дополнительное соглашение к уже заключенным договорам.
Если не происходит оплаты по таким договорам, необходимо просто обратиться к нотариусу, который проверит, что вы представили ему подлинный нотариально удостоверенный договор, заранее направили уведомление должнику, и, если не будет никаких сомнений, совершит исполнительную надпись на копии документа. С этим документом вы, минуя суд, можете направляться прямиком к судебным приставам, которые и займутся взысканием долгов. Они могут описать имущество, арестовать счета должника и применить другие законные меры воздействия. Если должник будет не согласен с указанными нотариусом фактами, он может сам обратиться в суд и опротестовать совершение исполнительной надписи.
Появление исполнительной надписи также призвано помочь в решении проблемы произвола коллекторов: обращаться к ним не будет нужды. Банк, имеющий претензии к должнику, также сможет представить нотариусу кредитный договор и получить ту же самую исполнительную надпись. Кстати, банку не обязательно удостоверять у нотариуса сам кредитный договор во время его заключения. Главное, чтобы в нем было прописано условие о возможности внесудебного порядка взыскания. Это выгодно не только банку, но и самому должнику.
Как отметили многие представители банковского сектора, присутствующие на конференции, применение исполнительной надписи нотариуса позволит снизить нагрузку на юридическую службу и оптимизировать сроки взыскания долгов. Среди положительных моментов также отмечалось и снижение издержек на процесс взыскания. Судебная пошлина при подаче иска на взыскание долга через арбитражные суды составляет 4% от суммы иска. При обращении же за исполнительной надписью к нотариусу тариф составляет всего 0,5% от той же суммы. Так, при взыскании денежных средств по кредитному договору с условной ценой иска 1 000 000 рублей истцу придется оплатить государственную пошлину 23 000 рублей, а нотариальный тариф составит всего 5 000 рублей.
Источник: https://22.notariat.ru/ru-ru/news/sovremennye-notarialnye-servisy-dlya-stabilnosti-v-ekonomike-i-uluchsheniya-kreditnogo-klimata-v-rossii