Наследство: без границ и без купюр

На Международном юридическом форуме в Петербурге состоялся заинтересованный разговор о проблемах наследования.

19 июня в рамках форума состоялся «круглый стол» на тему «Наследство без границ», на котором обсуждались вопросы, связанные с расширяющейся возможностью граждан жить в разных странах и везде иметь свое имущество.

Участников этого мероприятия: нотариусов, преподавателей, государственных служащих и научных работников из целого ряда стран Европы, Азии и Африки тепло приветствовал президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик. Он призвал собравшихся к открытой дискуссии, которая могла бы способствовать совершенствованию законодательства в области наследования. А затем тепло поздравил члена Правления ФНП профессора Владимира Яркова с юбилеем.

Взяв бразды правления в свои руки, советник Министра юстиции Российской Федерации Мария Мельникова отметила, что «мир становится открытым, мы все чаще приобретаем имущество в разных странах, из-за чего проблемы трансграничного наследования являются очень актуальными». Затем она предоставила слово второму модератору дискуссии ­– профессору Университета Париж II Мишелю Гримальди. В своем докладе он подробно остановился на статусе наследственного права, перечислил тенденции его развития и пути координации национальных правопорядков.

Наследственное право, по словам докладчика, отличается жизнеспособностью  (независимо от процессов глобализации частная собственность имеет смысл, если она переходит наследникам), либерализацией, то есть стремлением учесть, прежде всего, волю покойного, а также появлением наднационального правового пространства.

Однако свобода наследования ограничена как обязательными долями, так и запретом соглашений, поскольку общество заинтересовано не только в социальной защите отдельных граждан, но также в защите бизнеса. Поэтому порой независимо от воли наследодателя должно быть обеспечено продолжение деятельности предприятия после смерти его владельца. А судьба наследников не должна полностью зависеть от воли покойного, чтобы дети не стали врагами, чтобы родственники не пошли друг на друга войной, чтобы соблюдались как общественные, так и частные интересы.

Постепенно унифицируются правила наследования в Европе, Регламент 2012 года способствует созданию единого порядка, а с июля 2015 года гражданин сможет выбрать, по какому национальному праву будет оформляться наследство в его конкретном случае.

Продолжил тему президент комиссии по европейским делам Международного союза нотариата Пьер Бекке, перечисливший принципы, которые позволяют выбирать правопорядок при вступлении в наследство. Однако они могут дать сбой, «если несколько стран заявят, что именно их правопорядок должен применяться» в каком-то деле. В то же время уже сейчас применяется международный общественный порядок, не позволяющий ущемлять наследников по политическим, религиозным или социальным признакам.

Г-н Бекке призвал создать международную сеть сотрудничества нотариусов, причем не только в рамках Евросоюза, но более широкую, охватывающую максимальную территорию.

Директор Федеральной нотариальной палаты Германии Петер Хуттенлохер рассказал о критериях, которые будут приняты во внимание при определении законодательства, что должно применяться в трансграничных случаях, и предусмотрительно оставил открытым вопрос, можно ли создать единое наследственное право хотя бы в рамках Евросоюза.

Член Национального Совета нотариусов Италии Паоло Паскуалис напомнил о проблеме подтверждения аутентичности нотариального акта и заявил, что такой документ должен иметь исполнительную силу, если он записан в специальные регистры, которые могут быть доступны при необходимости проверить, что нотариальное действие имело место.

Швейцарский юрист Лоран Бессо, в свою очередь, остановился на перечне инструментов «передачи воли», процедуре составления завещания и условиях его исполнения.

Заместитель председателя Совета Исследовательского центра частного права при Президенте РФ профессор Лидия Михеева рассказала о планах изменения действующего гражданского законодательства, в том числе глав, касающихся наследства, в ГК РФ и Основах законодательства о нотариате. В российском праве, по ее словам, должна появиться норма об особой доказательной силе нотариального документа. Некоторые предложения г-жи Михеевой вызвали большой интерес, к другим специалисты отнеслись настороженно, в том числе к идее выдавать свидетельство о праве на наследство с указанием долей, полагающихся каждому наследнику, но без перечня имущества, входящего в наследственную массу. По этому вопросу даже состоялась живая дискуссия, в которой приняли участие как российские, так и зарубежные участники «круглого стола».

Член Правления ФНП, заведующий кафедрой гражданского процесса Уральской государственной юридической академия Владимир Ярков сделал ряд замечаний об оценке доказательств в российской судебной практике и вспомнил о «наследственном рае» в нашей стране, где нет налога на наследство, а директор  Центра нотариальных исследований Игорь Медведев рассказал о проблемах справедливого разрешения международных наследственных споров в разумный срок. Г-н Медведев подчеркнул, что механизмы прошлого века устарели и не работают, новых инструментов пока нет, а двухсторонние соглашения Россия имеет лишь с некоторыми государствами, причем не с теми, куда чаще всего мигрируют наши граждане.

Выслушав все доклады и сообщения, собравшиеся заручились поддержкой представителя Министерства юстиции РФ Марии Мельниковой, что в ближайшее время они смогут продолжить дискуссию по более конкретным вопросам на других площадках.

Константин Катанян, Санкт-Петербург

Источник: https://22.notariat.ru/ru-ru/news/nasledstvo-bez-granits-i-bez-kupiur